Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Место социальной роли в нашей жизни

Человек, входя в социум, что-то с собой несет и берет для себя. Являясь членом и непосредственным участником какой-то из общественных социальных групп, он обладает некоторым статусом.

Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Есть несколько специфических моментов, которые относятся только к ролевым противостояниям:

  • тесная связь такого конфликта с занимаемой человеком позицией в обществе (его взаимодействие и взаимоотношения с окружающими);
  • зависимость от характера психологических ожиданий социума (противоречивость, неоднородность, которая обусловлена деятельностью индивида, его положением в обществе и содержанием действий).

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Мы уже знаем, что социальные роли и ролевые конфликты тесно связаны друг с другом. Но как в медицине есть понятие профилактики болезней, так в психологии есть направление предотвращения ролевых конфликтов. Все весьма просто — нужно всего лишь быть подготовленным к выполнению социальной роли, чтобы избежать напряжения и конфликтов, связанных с ней.

Большое внимание механизму решения межролевых конфликтов уделено в подходе Дж.Тоби. Он, в отличие от У.Гуда, рассматривает ролевые конфликты, как следствие несовершенной интеграции общей социальной системы, а также личных особенностей и умений ролевых исполнителей. То есть, некая противоречивость неформальной и формальной системы взаимоотношений. Под интегрированной социальной структурой понимают структуру, функционирование которой поддерживает такие условия:

  • каждый статус связан с определенной и единственной ролью, поэтому каждый индивид, занимающий его, должен автоматически знать, исполнение какой роли его ожидает;
  • определение роли – ясное, согласованное, лишенное двусмысленностей;
  • различные роли четко разграничены, не пересекаются;
  • одна и та же роль – не конкурентна.ю не противоречит требованиям, все действия для нее направлены на общую цель – выполнение конкретной социальной функции;
  • социальная структуру не соперничает, она определяет границы статусов, чтобы они всецело удовлетворили индивида, который в ней находится;
  • социальная структура стабильна, личность в ней – минимально подвержена конфликтам;
  • все роли между собой совместимы, последовательны по времени, однозначны, свободны от противоречий.

Конечно же, такие условия предусматривают проведение и создание эталонной социальной структуры. К сожалению, на практике такое не наблюдается. Поэтому вводят понятия реалистического ролевого конфликта, а также псевдоролевого конфликта.

Под реалистичным видом конфликта рассматривают ситуацию, в которой два типа институционально определены в качестве законных, но институционально установленных правил для этого нет. Поэтому сделать требования совместимыми невозможно. Это и есть реалистический конфликт.

Пример 1

Заведующий отделом в универмаге требует, чтобы продавец всегда был на месте, предоставляя покупателям свои услуги и необходимую информацию. Но затем возникает недовольство, так как продавец уделяет покупателям слишком много времени вместо того, чтобы пополнять отдел товарами, что тоже в его обязанностях. В результате указания воспринимаются, как несовместимые.

Существует также псевдоролевой конфликт. Он появляется там, где реалистические ролевые конфликты невозможны по определению. Тогда тип конфликта определяется личными особенностями соответствующего ролевого исполнителя. Тут рассматривают ситуацию, в которых требования нескольких групп определяются институционно, как справедливые, законные, а умение может предотвратить конфликт.

Разновидности ролевых конфликтов

В современной литературе описывают несколько разновидностей ролевых конфликтов. В их числе:

  • интраролевые (внутриролевые);
  • интерролевые (межролевые);
  • личностные (ролевые).

При этом с межролевым конфликтом индивиды сталкиваются, когда являются носителем сразу нескольких ролей, предъявляемых к нему трудно совместимыми или несовместимыми ожиданиями.

Например, социальная роль школьного директора конфликтует с ролями учителя, мужа, отца, главы семейства. Военные капелланы пытаются сбалансировать роль военного офицера и священника. Страховой агент стоит перед дилеммой – его друг является одновременно конкурентом по работе. Для таких видов ролевых конфликтов характерна множественность ролей, а также широта ролевого диапазона.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

При внутриролевом конфликте индивид воспринимает себя непосредственно в ситуации, когда другие уже имеют разные ожидания к человеку, как к исполнителю одной единственной роли. Следовательно, конфликт в данном случае возникает, так как существует должное ролевое поведение, но различные группы людей по-разному представляют себе одни и те же обязанности.

Например, от директора школа учителя и организации, которые курируют и финансируют школьное образование жду разного. Члены семей учителей уверены, что свободное время они смогут посвятить собственной семье и детям. Но вот ученики и вышестоящие руководители считают, что учителя несут ответственность за то, чтобы большую часть времени посвящать работе по повышению квалификации и дополнительным занятиям с отстающими учениками. Кроме того, считается, что важна и общественная деятельность, и повышение собственной квалификации.

Система требований и ожиданий, предъявляемых к старосте определенной студенческой группы различна со стороны деканаты и студентов группы. Так первый ожидает более принципиальной и жесткой линии в плане дисциплины, явки на различные общественные мероприятия и занятия. Но вот студенты группы наоборот ожидают более лояльной политики от члена своей же студенческой группы.

Замечание 1

Так как существует два способа, предусматривающих вероятность расхождения в плане понимания должного ролевого поведения, есть и две формы этого самого внутриролевого конфликта. Одна касается расхождения ожиданий, другая – предусматривает возможность расхождений при отсутствии единства в группах.

Отдельного внимания заслуживает личностно-ролевой конфликт. Он возникает, если качество, стандарты, внутренние ценности, потребности и представления индивида, как отдельной личности, не совпадают с установленным ролевым поведением, либо не соответствуют конкретной социальной роли. То есть субъективное «Я» попросту вступает в конфликт с социальной ролью. Ее носителем становится сам индивид.

В основном так происходит, когда система действий, которая предписывается конкретной ролью, попросту противоречит субъективному «Я». Например, ситуация – выпускник финансового института при проведении первой ревизии обнаруживает серьезные злоупотребления. Соответственно предписаниям данной социальной роли, ревизор должен потребовать судить виновных.

Но, как исключительно жалостливый и мягкий человек, он не решается на это. В результате конфликт провоцирует у ревизора тяжелый невроз. Следовательно, выполнять роль успешно – значит обладать определенными личностными качествами и не ссылаться на жалость. В противном случае ролевые конфликты неизбежны.

Конфликт — что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль — это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами.

Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.

Примеры и способы разрешения

Среди существующих теорий, ориентированных на решение конфликтов, отмечают теорию ролевой напряженности, теорию маргинального человека, теорию разрешения, а также теорию ролевого согласия. Далее будут кратко рассмотрены основные подходы в области разработки базовых проблем, провоцирующих конфликты.

Прежде всего, отмечаются концепцию У.Гуда, ориентированную на уменьшение ролевой напряженности. Она рассматривает межролевой конфликт, спровоцированный большим количеством ролей, возложенных на одного индивида. Центральное звено анализа психолога – ролевое напряжение и методы его снижения. Когда на индивида возлагают слишком много ролей, возникает естественное состояние переживания.

Автор уверен, что уменьшению ролевой напряженности способствует два фактора:

  • степень свободы при манипулировании индивидом собственной ролевой структуры, определяемой социальной структурой, конкретной организацией, либо ожиданиями членов соответствующей группы;
  • индивидуальных механизмов, применение которых поможет организовать ролевую систему и упростит выполнение ролевых обязанностей, поможет индивиду организовать собственную ролевую систему, добившись более выгодного соглашения, либо решения в определенной роли.
Предлагаем ознакомиться  Опухоль головки полового члена

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Гуд описывает две группы методов, позволяющих снизить ролевую напряженность. Первая выступает в роли профилактики, вторая – адаптация к конфликту. Их применение зависит от стадии ролевого взаимодействия.

Подробнее всего автор рассматривает индивидуальные механизмы уменьшения ролевой напряженности, причем акцент делается на субъективные оценки и восприятие роли. Превыше всего в данном случае способность манипулировать собственной ролевой структурой, получив контроль над своим «Я», своей ролевой системой. Тогда индивид может воспользоваться несколькими важными приемами. В их числе уклонение, сокращение, делегирование, разделение.

Выдвигается два главных механизма решения ролевых конфликтов. Первый строится на принципе иерархизации. Второй же – на принципе сегрегации. Суть первого заключается в следующем.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Ролевые ожидания в обществе по большей мере – ожидания иерархического порядка. То есть одни обязанности и ожидания в приоритете над другими. Но всегда есть противоречивые ролевые ожидания. Их сложно расклассифицировать по четком иерархическому принципу. Чтобы обеспечить приоритет, то есть поддержку предпочитаемой роли, человек отправляется на поиск оправданий или объяснений. Их рассматривают в качестве выхода из предстоящего ролевого конфликта.

Чтобы реализовать принцип иерархизации необходим целый перечень приемов, которые складываются в обществе и применяются для решение дилеммы повседневных событий. К ним относят такт и этикет.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Этикет реализует ранговый порядок соответствующих ролевых требований. Кроме того, предусматривается и необходимость выполнения ролевых обязанностей. Пример: пожилая женщина в переполненном транспорте имеет преимущество перед молодыми людьми для занятия места. Другой прием – такт. Он представляет собой некую «белую ложь», целью которой является – пощадить чувства других.

Другой важный принцип разрешения, а также профилактики ролевых конфликтов базируется на сегрегации. То есть роли, которые, по сути, несовместимы, разделены (сегрегированы) временным интервалом, могут успешно выполняться. Главное – изолировать индивида, подверженного конфликту от отдельных инстанций, из которых, собственно, исходят несовместимые ожидания.

  • отказ от роли непосредственно в группе;
  • натравливание одной группы на другую;
  • определение ролей заново;
  • введение в заблуждение;
  • ведение двойной жизни;
  • бегство или выход из поля взаимопонимания;
  • уход в болезнь.

Невзирая на различные механизмы решения конфликтов, которые описывают авторы, в конечном счете акцент делается на перестройке когнитивных структур, а также личностных отношений индивидов, вовлеченных в соответствующий конфликт. При этом социальную обстановку, как и социально-психологические ожидания каждого представителя группы стремятся оставить неизменными.

Некоторые исследователи уверены, что носителям конкурирующих ролей, как правило, сложно выполнить поставленную задачу, избежав конфликта. Ведь большинство индивидов, играющих несовместимые роли, попросту спасаются друг от друга, пытаясь разделить аудитории друг от друга. Это создает мнимое ощущение уменьшения ролевой напряженности, но не позволяет избежать недопонимания.

Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о между каждой из них и пойдет дальше речь.

  1. Статусный конфликт
    . От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я»
    . Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность
    . Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов
    . В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений.
Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я».

Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так.
Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.

степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две ооли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут зызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Гуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Приемы уменьшения ролевой напряженности

На психологическом уровне разделение рассматривается, как прием, ориентированный на снижение ролевой напряженности. Он предусматривает способность индивида игнорировать соответствующую проблему непротиворечивости, согласованности. Формулируя требования к другим, индивид считает их обоснованными лишь для специфических ситуаций. Тогда ролевая напряженность определяется изречениями «Каждому – свое».

Предлагаем ознакомиться  Кровоточат десны: в чем причина и как быстро себе помочь

Процесс разделения зависит от контекста определенной ситуации. Он описывается, как некий механизм ролевой автономности. В ситуации межролевого конфликта индивид стремится выполнить более важную роль в ущерб второстепенной. При этом он становится по отношению к последней самостоятельным. Индивид проявляет определенную автономность к ней. Тот же механизм срабатывает и при внутриролевом конфликте.

Делегирование предусматривает способность распределения ролевых обязанностей. Например, функция заведующего лабораторией – закрепить часть обязанностей за подчиненными. Причем, он назначает ответственного за конкретный раздел плана, либо объем работы. Сам же заведующий выступает в роли координатора.

Сокращение ролевых связей – один из самых сложных приемов. Его затруднительно реализовать. Это обусловлено тем, что ролевые обязанности напрямую связаны с соответствующей должностью. Следовательно, если ролевой набор представляется индивиду сложным для реализации, целесообразно сменить работу. В некоторых случаях уместно узаконенное ролевое сокращение. Речь идет про выход на пенсию, либо поиск другой, более простой роли. В этом случае можно найти исполнительскую работу взамен руководящей.

Расширение ролевых связей предполагает прием, который противоположен предыдущему. Он парадоксален и своеобразен. Расширение ролевых связей заключается в том, чтобы попросту сослаться на другое, большее количество определенных ролевых обязанностей, как на возможные оправдания, отговорки. Увеличение ролевого набора ведет к снижению чувства напряженности. Но долго это продолжаться не может.

Уклонение – тоже вариант избежать навязывания начинающихся, либо продолжающихся ролевых связей. Например, находясь на высокой должности некто нанимает заместителя, либо в критической ситуации решает взять отпуск или попросту уехать в командировку. По сути, описанные приемы фактически отражают эффективное манипулирование ролевой структурой.

Адаптация к ролевым конфликтам

Адаптация ситуации ролевого конфликта рассматривается, как вариант уменьшения ролевой напряженности. В данном случае поведение и любая ролевая связь является неким процессом «торговой сделки» или «переговоров». Процесс ролевого решения рассматривается, как экономические, то есть торговые сделки. Происходит своеобразный торг ролевыми действиями разных цен.

Главной группой, в которой нужно научиться решать ролевые конфликты является семья. Гуд уверен, что это занимает ключевое значение в изучении основных процедур и приемов балансирования ролевой напряженности. Под последней предполагается чувство трудности при выполнении ролевых обязанностей. Зачастую такое состояние возникает при межролевом конфликте вследствие множественности ролей, а также различных ожиданий к ним.

Конкуренция ролей велика, но для разрешения конфликта необходимо переструктурировать, активно регулировать ролевой набор. Затраты энергии и времени целесообразно поставить в зависимость от значимости ролей, а также санкций, которые могут быть вызваны невыполнением соответствующей роли и, конечно же, реакций окружающих на отказ от определенных ролей.

Способы разрешения ролевых конфликтов

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей.
    Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и «перезагрузки». Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
  2. Рационализация.
    Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина
.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери
.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми
, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете
: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери
, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек
.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление
, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы
. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

https://www.youtube.com/watch?v=userKPOXA7PO

Он сам решит определенные вопросы
, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности
.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям
: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время
, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Пример 1

Допустим, руководитель определенного ранга сознает, что организационная роль, которую он выполняет, требует выполнения решительных действий для укрепления дисциплины персонала (например, вынесение взысканий или осуществление прочих штрафных санкций). Однако ему претят подобные действия, что приводит к возникновению внутреннего конфликта.

Эти примеры показывают, как субъективное «Я» вступает в конфликт с предписаниями, характерными для выполняемой социальной роли. Подобные конфликты называют личностно-ролевыми.

Пример 3

Женщина, занимающая должность научного сотрудника, увлечена своей деятельностью: исследования, преподавание в ВУЗе, работа над докторской диссертацией. Все это отнимает у нее много времени и сил. В то же время у нее есть семья и она хочет быть хорошей женой и матерью. Однако при одновременной ориентации женщины на профессиональный рост и на семью возникает конфликт между личностными ролями — требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой.

Подобные конфликты именуются межролевыми (иначе — интерролевыми).

Маргинальные статусы

Практика, как и многочисленные исследования, наглядно демонстрируют, что межролевые конфликты – частое явление. Более того, существуют виды статусов, на которых люди вынужденно исполняют роли, содержащие целый перечень противоречивых обязанностей и прав. В итоге индивиды имеют двойное членство. Речь идет про так называемые маргинальные статусы. Буквально данный термин значит «находится на краю».

Концепцию маргинальных людей в свое время сформулирована Р.Парком во время исследования межэтнических конфликтов. Ее популяризовал Е.Стоунквист. По мнению специалистов, маргинальный человек живет в двух антагонистических культурах. Он разрывается между привязанностями. Двойственность культуры продуцирует двойственность личности, порождая конфликтную ситуацию для соответствующего индивида.

Замечание 2

О маргинальных людях говорят, когда человек одновременно является членом групп, нормы поведения которых радикально противоречат друг другу, либо когда индивид не может считать себя полноправным членом организации и его таковым не считают другие.

Маргинальные люди систематически находятся на грани между несколькими социокультурными мирами. Их не принимают в качестве полноправных участников процесса. Поэтому у маргинальных людей формируется целый перечень характеристик, рассматриваемых, как базовые признаки психологического конфликта, который индивид вынужден пережить. В их числе:

  • сомнения в собственной личной ценности;
  • неопределенность связи с друзьями, боязнь быть отвергнутым;
  • тенденции охотнее избегать неопределенных ситуаций, не рискуя унижением;
  • болезненная застенчивость, возникающая в присутствии других;
  • чрезмерная мечтательность и фантазерство;
  • излишнее беспокойство о будущем, боязнь рискованных предприятий;
  • неспособность наслаждаться, уверенность в несправедливом обращении окружающих.
Предлагаем ознакомиться  Привкус соды во рту причины у мужчин

Идеи Р. Парка развивались Е.Стоунквистом. Он сосредоточил максимум внимания на психологических переживаниях людей, состоянии сознания маргинальной личности. Описывая состояние «маргинального человека», специалист использовал выражения, отражающие высшую степень остроты конфликта. В их числе:

  • ошеломленность;
  • дезорганизованность;
  • неспособность определить первоисточник конфликта;
  • чувство «неприступной стены»;
  • неудачливость;
  • неприспособленность;
  • тревожность;
  • беспокойство;
  • изолированность;
  • внутреннее напряжение;
  • отчужденность;
  • непричастность;
  • отчаяние;
  • разочарованность;
  • стесненность;
  • разрушение «жизненной организации»;
  • бессмысленность существования;
  • психическая дезорганизация;
  • честолюбие, агрессивность, эгоцентричность.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Затем Стоунквист выделяет три условных эволюционных фазы человека маргинального. В первой – индивид не осознает, что его жизнь охвачена определенным культурным конфликтом. Он попросту «впитывает» всю господствующую культуру. Далее конфликт начинает переживаться осознанно. Индивид на этой стадии превращается в «маргинала». На завершительном этапе возникают успешные, а также безуспешные поиски приспособиться к конфликтным ситуациям.

Объясняющую модель такого феномена пытался найти Б.Манчини. Он трактует маргинальность психологической и социальной роли конфликта, как некий «результат» исполнения промежуточной роли, отсутствия полной принадлежности к некой позитивной референтной группе, либо членство в маргинальных группах, то есть в группах риска.

Концепцию маргинальной личности развивали многие исследователи. По сути, это междисциплинарная концепция, нашедшая распространение в теорие, и в практике управления организацией.

Замечание 3

Понятие маргинального человека в дальнейшем расширилось, включало людей, имеющих одинаковые обязанности, хоть урезанные возможности и права.

Последним временем больше развивается так называемый «культурологический» аспект концепции Парка. Он предусматривает понимание ролевых конфликтов, как определенного конфликта культур, возникающего в контексте межличностных коммуникаций. В этом случае неумение распознавать «незримые» аспекты культуры или же попросту их игнорирование приводят к недопониманию между партнерами.

На сегодняшний день динамизм общественной жизни ведет к интенсификации организационных изменений на всех существующих уровнях социальной культуры, начиная от общества и заканчивая неформальными группами. Поэтому важно учесть, что активные столкновения референтных групп и социальных «Я», которые присущи современным людям, сопровождаются переживаниями.

Стратегии поведения индивида

Существует несколько теорий разрешения ролевых конфликтов по А.Макичерну, У.Мейзену и Н.Гроссу. Каждая из них акцентирует внимание на определенном поведении индивидуума. В результате были описаны четырех альтернативных варианта поведения, позволяющих принять решение и разрешить конфликт. Ролевой исполнитель может:

  • подчиниться ожиданиям одного субъекта;
  • подчиниться ожиданиям другого субъекта;
  • принять компромиссное решение, согласова оба ожидания, но частично;
  • попытаться вовсе избежать согласований с соответствующими субъектами.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Принятие решения при этом – зависимая переменная трех величин, а именно отношения к роли, ожидаемых санкций и субъективной ориентации исполнителя роли.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В последнем случае выделяют три типа ориентации, позволяющих решить ролевые конфликты: морально-прагматическая, целесообразная (прагматическая) и моральная.

Моральная ориентация характеризуется тем, что каждый индивид, решая ролевой конфликт, исходит из собственного отношения к требованиям соответствующей роли. Он готов выполнять ожидания, которые считает справедливыми, но отвергнет несправедливые, не обращая внимание на возможные санкции. Если же ожидания несовместимые, но справедливые, он продемонстрирует компромиссное поведение. Но если индивид воспринимает их, как несправедливые, то проявится избегательный тип поведения.

Прагматический тип ориентации направлен на действие соответственно ожидаемым санкциям. Они последуют в результате исполнения определенной роли. Личность будет действовать именно так, чтобы минимизировать эти негативные санкции при ролевом конфликте. То есть, попросту говоря, индивид поставит цель – обеспечить себе лучшую защиту от санкций при несоответствии или ином наборе ожиданий. Там же, где индивида будут ждать самые строгие наказания, он будет согласовывать собственное поведение.

Морально-прагматический тип ориентации принимает во внимание обе переменные при решении ролевого конфликта, предусматривая и строгость санкций, и законность ожиданий. Они склонны действовать, ориентируясь на балансирование, уравновешивание названных величин. При сочетании всех переменных, которые входят в разрешение конфликты, авторы получают 48 теоретических возможных типов ситуаций. В результате становится возможным прогнозирование поведения индивидуума.

Лучше всего последний вид ролевого конфликта описан у Т.Сарбина. В концепции «Я – ролевое согласие» термин «Я» относят к представлению личности о себе. Это определенная когнитивная структура, возникающая из прошлого опыта в результате взаимодействия с другими объектами или личностями, органами тела и вещами.

Для объяснения связи между «Я» и ролью исследователь вводит понятие «ролевое согласие» и его воздействие на ролевое исполнение. Предполагается, что при равных условиях, когда характеристики «Я» совпадут с требованиями роли, их исполнение будет более эффективно, чем в остальных случаях, если роль с «Я» не конгруэнтны.

«Я – ролевое согласие» в понимании автора касается той степени, в которой качества «Я» – ценностей, черт, убеждений, а также требований демонстрируют частичное или полное соответствие между собой. Эмпирические показатели такого соответствия – самооценка личности о выполнении определенной роли.

Вывод 1

Так, если личности нравится ее роль, она будет выполнять ее с желанием, этот случай считается ролевым соответствием. Но экстремальное несоответствие приводит к ролевому или внутриличностному конфликту.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль
, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции
, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится
.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Нарушение статутного равновесия

В русле описанного подхода была проведена целая серия эмпирических и экспериментальных исследований. В качестве примера рассматривался эксперимент по нарушению так называемого статутного равновесия Бенойта – Смаллайна. Он показал, что статутное «несовпадение» провоцирует напряженность, которая максимально сильна, если оценка по статусу – в центре оценки личности.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Исследования показали, что самые эффективные группы обладают большим спектром ролей. Они функционируют, как «ролевой ансамбль». Но вот в малоэффективных группах уместны существующие перекосы ролевой структуры, либо «провалы» непосредственно в ролевой структуре. Как правило, ядро ансамбля составляет своеобразная «малая» группа в составе «генератора», «критика», «эрудита», «руководителя» и «исполнителя».

В реальности круг ролей шире, он определяется не только характером деятельности, но и решаемыми задачами. При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «козла отпущения», «объединителя», «невинной жертвы», «сектанта» и многие другие.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Гармоничные группы отличают благоприятным психологическим климатом, а также большей сплоченностью. Экспериментальные эмпирические исследования обнаружили соответствие ролевой и социометрической матриц по деловому критерию. Носители дополнительных кооперирующих ролей обнаруживали как личные, так и деловые взаимные симпатии.

Выяснилось, что носители, кооперирующие между собой, находят больше положительных личных качеств друг у друга, чем независимые эксперты. Тогда как носители конкурирующих ролей, которые другу друга дублируют непосредственно в ролевой структуре соответствующей группе, оценивают друг друга на порядок ниже, чем эксперты.

Наиболее эффективные руководители выполняют организационные и творческие функции. Но при выполнении одной отдельной функции эффективность руководства снижается. Неблагоприятное на это влияет число критических и исполнительских функций. С максимальной долей вероятности можно сказать, что низкие показатели по роли критика, характерные руководителям эффективных групп, коррелируют с высокой степенью руководства.

Высокие показатели – наоборот. Следовательно, эффективность руководства может повысится, если роли критика возьмет на себя кто-то из членов группы. Данный анализ межличностный отношений при сопоставлении выборов и отвержений с ролевым профилем члена группы демонстрирует, что по деловому критерию чаще всего отвергают носителей роли исполнителей.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

При изучении ролевых взаимоотношений Е.Г. Баранов ввел понятие «межличностного ролевого конфликта». Данный вид конфликта возникает, если ролевые взаимоотношения, сложившиеся в группе, не отвечают заявленным требованиям конкретной ситуации. Это выражается в виде внутриличностных, операциональных, функциональных противоречий.

Согласно исследованиям, наиболее конфликтными являются роли организатора, мастера, учителя, генератора идей. Средний уровень конфликтности проявят проходимец, поборник справедливости, пересмешник, бунтарь, критик, хранитель традиций. Минимально конфликтны – миротворец, исполнитель, администратор, лентяй.

Список конфликтных ролей в исследовании Ю.И. Мягкова был расширен. Автор показал, что межличностные ролевые конфликты зачастую появляются на стадии внедрения управленческих инноваций между «консерватором» и «новатором». Предметов конфликтов становятся новые правовые нормы. Они относятся к общепринятым для роли функции личности, предусматривают иные способы поведения, обязанности и права. Это приводит к изменению положения субъектов непосредственно в сложившейся системе отношений и связей.

Многие ученые уверены, что важнейшим фактором профилактики ролевых конфликтов является именно референтная группа, как особый вид целевых организованных групп. Важный отправной момент, который касается профилактики и регулирования ролевых конфликтов, напрямую связан с концепцией общего видения, а также оптимального позиционирования команды, которая предусматривает нивелирование противоречий между всеми участниками команды. немаловажную роль в этом процессе, конечно же, играет коммуникация непосредственно в командной работе.

Опиши задание

Причины возникновения и смысл

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека
. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий
между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе
и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

Как избежать?

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах: все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Примеры ситуации ролевого конфликта. Основные причины возникновения ролевых конфликтов

Ролевые конфликты случаются часто:
они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка
, которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

Оцените статью
Твой стояк
Adblock detector